СТУДЕНТУ >> Педагогика


Уровни профессиональной готовности будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов

загрузка...

Итоговым прогнозируемым результатом подготовки будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов является достижение высокого уровня профессиональной готовности через последовательное продвижение студентов от одного уровня готовности к другому, от интуитивного через репродуктивный к интерпретирующему и от него к творческому, посредством объективной оценки на основе единых критериев (показателей): образовательный (сформированность профессиональных знаний и развитость профессиональных умений), воспитательный (сформированность педагогической позиции и базовых основ, индивидуально-педагогического стиля поведения), развивающий (развитость педагогического мышления посредством решения педагогических задач).
Для итоговой оценки результатов подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов нами выделены и обоснованны три взаимосвязанных критерия: образовательный, воспитательный, развивающий, характерные для каждого из разработанных уровней готовности будущего учителя в аспекте рассматриваемой проблемы.
Критерием является признак, на основе которого проводится оценка суждения (Н.С. Балашова, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин).
Критерии уровней готовности будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов являются мерой оценки, выводимой на основе выделенных показателей. Совокупность критериев на каждом уровне выступает образцом.
Нами выделен следующий состав критериев (показателей) уровней готовности будущих учителей к разрешению педагогических конфликтов.
1. Образовательный критерий (профессиональные знания и профессиональные умения).
Критерии (показатели) сформированности профессиональных знаний и умений:
объем (полнота, устойчивость, системность);
качество (освоенность, глубина, точность (четкость), прочность, результативность);
применения (направленность, динамичность, самостоятельность, действенность).
2. Воспитательный критерий (педагогическая позиция и индивидуально-педагогический стиль поведения).
2.1 Критерии (показатели) сформированности педагогической позиции:
социальная направленность (соответствие научно-педагогических взглядов на природу, роль и социальную обусловленность педагогических конфликтов принятым в обществе нормам; понимание причин и движущих сил возникновения, развития и разрешения педагогических конфликтов; сформированность гуманистического мировоззрения на процесс разрешения педагогического конфликта; ценностно-личностная ориентация на гуманные, субъект-субъектные отношения между участниками педагогического взаимодействия в процессе разрешения педагогического конфликта; убежденность в необходимости разрешения педагогических конфликтов через достижение согласия между конфликтующими сторонами и установления на этой основе педагогически целесообразных взаимоотношений; мотивационно-ценностное отношение к возникающим пе­дагогическим конфликтам, четкое понимание целей и задач, средств, форм и методов их конструктивного разрешения в педагогическом взаимодействии);
профессиональные установки (педагогическое призвание, педагогический долг, педагогическая инициатива; педагогическая справедливость норм, требований, правил разрешения педагогического конфликта в процессе взаимодействия с учениками; педагогическая рефлексия; педагогическая интуиция; педагогическая идентификация; профессиональная зоркость и наблюдательность; динамизм личности; оптимистическое прогнозирование);
индивидуально-психологические особенности (структура личности: направленность, опыт, психические процессы, биопсихические свойства).
2.2. Критерии (показатели) сформированности базовых основ индивидуально-педагогического стиля поведения:
управление своим поведением (культура управления своим телом, культура речи, культура саморегуляции, культура педагогического такта);
управление педагогическим взаимодействием (конструирование: анализ – прогноз – проект; организация: стратегия – тактика – формы – методы – средства; оценка: анализ – обобщение – оценка).
3. Критерии (показатели) развития педагогического мышления (решения профессионально-педагогических задач):
анализ (ориентирование, целеполагание, прогнозирование, проектирование);
осуществление (осознанность действий, количество действий, последовательность действий, точность действий, время выполнения действий);
оценка (самоанализ, обобщение, контроль).
На основе выделенных критериев и показателей дадим общую характеристику уровней готовности будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов.
Интуитивный уровень:
образовательный критерий: объем знаний эпизодический, поверхностный, минимальный; знания носят бытовой характер: методологические, теоретические, методические знания в области разрешения педагогических конфликтов, полностью отсутствуют; практические знания сформированы на основе чувственного опыта, отсутствует глубина и прочность знаний, их результативность не прослеживается; методологические, теоретические, практические умения в области разрешения педагогических конфликтов не сформированы, знания и умения не имеют четкой направленности, отсутствует показатель динамичности знаний и умений, их личностная окрашенность, действенность, знания и умения не имеют четкой направленности, отсутствует динамичность знаний, их окрашенность, действенность;
воспитательный критерий: педагогическая позиция студентов в области разрешения педагогических конфликтов не сформированы; не прослеживается ее социальная направленность, профессиональные установки не сформированы; индивидуально-психологические особенности и свойства личности не ориентированы на решение цели и задач подготовки; базовые основы индивидуального педагогического стиля в процессе разрешения педагогических конфликтов не сформированы; студенты не умеют управлять своим поведением, не умеют управлять педагогическим взаимодействием, не прослеживается развитость культуры управления своим телом, культуры речи, саморегуляции, культуры педагогического такта; студенты не умеют управлять педагогическим взаимодействием; не умеют конструировать, реализовывать, грамотно оценивать результаты педагогического взаимодействия в процессе разрешения педагогических конфликтов;
развивающий критерий: педагогическое мышление студентов в области разрешения педагогических конфликтов не развито; не умеют правильно решать профессионально-педагогические задачи, не развита способность к целостному анализу процесса решения задач, осуществление решения носит интуитивный характер, оценка решения не прослеживается; сложность предлагаемых к решению задач минимальная.
Репродуктивный уровень:
образовательный критерий: объем знаний и умений незначительный; прослеживается осмысление методологических, теоретических, методических, практических знаний в области разрешения педагогических конфликтов на уровне фактов, не переведенных на язык категорий, принципов, законов, закономерностей; прослеживается незначительная сформированность методологических, теоретических, методических умений в области разрешения педагогических конфликтов и их выполнение по образцу; отсутствует глубина и прочность знаний; прослеживается точность выполнения умений и их незначительная результативность; знания и умения имеют определенную направленность, отсутствует динамичность знаний и умений, их личностная окрашенность; осознание необходимости в пополнении знаний и развитии умений, их действенности;
воспитательный критерий: прослеживаются отдельные элементы сформированности педагогической позиции, её социальной направленности, профессиональные установки находятся в стадии становления; прослеживается интерес, мотив, потребность в личностном развитии; базовые основы индивидуального педагогического стиля поведения в процессе разрешения педагогических конфликтов находятся в стадии становления, осознается необходимость в целенаправленном управлении своим поведением и управлении педагогическим взаимодействием; формируются отдельные элементы культуры управления своим телом, культуры речи, культуры саморегуляции, культуры педагогического такта; прослеживаются элементы конструирования, реализации, оценки результатов педагогического взаимодействия при разрешении педагогического конфликта;
развивающий критерий: педагогическое мышление студентов в области разрешения педагогических конфликтов находится на начальном этапе становления; прослеживается способность решать типовые профессионально-педагогические задачи по образцу, анализ решения задач носит поверхностный характер, осуществление решения задач носит имитирующий характер, оценка решения носит поверхностный характер.
Интерпретирующий уровень:
образовательный критерий: объем знаний соответствует содержанию выдаваемой учебной информации; прослеживается системность и прочность знаний; прослеживается не только осмысление методологических, теоретических, методических, практических знаний, но и их переносу в реальные ситуации; прослеживается способность к описанию, анализу, объяснению, доказательству, оценке, установлению причинно-следст­вен­ных связей, выделению главного и второстепенного при изучении теории, природы, законов, закономерностей, принципов, содержания, причин, факторов и условий возникновения, развития и разрешения педагогических конфликтов; в значительной мере прослеживается сформированность методологических, теоретических, методических умений в области разрешения педагогических конфликтов, их системность; прослеживается глубина и прочность знаний; четко прослеживается точность выполнения умений и их значительная результативность, действенность; знания и умения имеют специальную направленность, появляются элементы динамичности и личностной окрашенности знаний и умений; происходит значительное пополнение фонда знаний и дальнейшее развитие умений, возникает устойчивая потребность в творческой реализации полученных знаний и сформированных умений;
воспитательный критерий: прослеживается сформированность педагогической позиции, в полной мере обоснованна ее социальная направленность, профессиональные установки в целом отвечают основным педагогическим требованиям, предъявляемым к разрешению педагогических конфликтов; прослеживается устойчивый интерес, мотив, потребность в творческом развитии и самосовершенствовании личности; базовые основы индивидуального педагогического стиля поведения находятся в стадии развития; прослеживается системная сформированность культуры речи, культуры управления своим телом, культуры саморегуляции, культуры педагогического такта; наблюдается способность к целостному конструированию, реализации, оценки результатов педагогического взаимодействия при разрешении педагогического конфликта;
развивающий критерий: педагогическое мышление студентов в области разрешения педагогических конфликтов находится на стадии формирования; четко прослеживается способность решать профессионально-педаго­ги­ческие задачи не только типового, но и в отдельных случаях повышенного уровня сложности; анализ решения задач носит системный характер, проведение решения задач верное, оценка результатов обоснованная; намечается развитие гибкости, критичности, самостоятельности педагогического мышления.
Креативный уровень:
образовательный критерий: студенты имеют большой объем знаний в области методологии, теории, методики, практики разрешения педагогических конфликтов, носящий междисциплинарный характер и соотносимый со спецификой изучаемого явления; знания системны, устойчивы, глубоки, прочны, личностно окрашены и действенны; четко прослеживается возможность применения полученных знаний в реальной педагогической деятельности; сформирован комплекс методологических, теоретических, методических, практических умений в области разрешения педагогических конфликтов; творческий характер сформированных умений способствует достижению высокой результативности решения профессионально-педагогических задач; профессиональные знания и умения взаимосвязаны между собой, динамичны, отражают единство сожержательно-процессуальной и мотивационно-ценностной стороны подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов;
воспитательный критерий: педагогическая позиция будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов обоснована и гармонична, имеет ярко выраженную социальную направленность и сформирована на основе мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности, соответствует ее целям и задачам; профессиональные установки отвечают основным требованиям к разрешению педагогических конфликтов в реальной педагогической практике; сформированы базовые основы индивидуально-педагогического стиля поведения в процессе разрешения педагогических конфликтов, развита творческая декомпозиция культуры управления своей личностью в педагогическом конфликте: культура управления своим телом, культура речи, культура саморегуляции, культура педагогического такта; реализуется творческий подход к конструированию, реализации, оценки результатов педагогического взаимодействия в разрешении педагогического конфликта;
развивающий критерий: педагогическое мышление будущего учителя в процессе разрешения педагогических конфликтов носит оперативный, гибкий, критический, самостоятельный, творческий характер; студенты решают профессионально-педагогические задачи в области разрешения педагогических конфликтов повышенного уровня сложности; предлагают несколько способов системного анализа решения задач, само решение задач носит творческий характер и отличается высокой результативностью, оценка результатов решения достоверная и обоснованная и носит комплексный характер; будущие учителя нацелены на дальнейшее развитие творческого мышления.

В результате последовательного продвижения студентов от одного уровня готовности к другому в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к разрешению педагогических конфликтов должен быть достигнут итоговый положительный прогнозируемый результат данного вида подготовки а именно: профессиональная компетентность будущего учителя в области разрешения педагогических конфликтов. 

Библиографический список

  • Базелюк В.В. Историография проблемы познания конфликтов в школе
    Рос­сии с позиции профессиональной подготовки будущего учителя:
    Мо­ногр. – М., 2002.
  • Базелюк В.В. Роль и значение методологии педагогической кон­­фли­ктологии в процессе подготовки будущего учителя к разрешению пе­да­гогических конфликтов// Актуальные проблемы современной науки. –
    М., 2003. – № 3.
  • Базелюк В.В. Подготовка будущего учителя к разрешению педаго­ги­че­ских конфликтов // Вопросы гуманитарных наук. – М., 2005. – № 2.

Если у вас есть материал, которого нет на сайте и вы желаете поделиться им с другими, т.о. помочь им в подготоке к экзаменам. Вы можете сделать это через специальную форму

загрузка...

Оставить комментарий

Защитный код
Перерисовать код

НАВЕРХ