Совет экономической взаимопомощи
Совет Экономической Взаимопомощи, его правовая основа и цели.
Совет экономической взаимопомощи является общеэкономической организацией социалистических стран, учрежденная правителями Венгрии, Польши, Болгарии, Румынии, Чехословакии и СССР.
Совет экономической взаимопомощи был создан на экономическом международном совещании в Москве в 1949 году. Позднее членами данного общества стали Албания, Германия, Вьетнам, Монголия, Куба. Результатом стал объем производства около 12%, граждане стали жить в развивающихся странах, где решение о занятости труда и производстве принималось на правительственном уровне. Основное управление исходило от директив центра без использования механизма рыночной системы. Создание совета экономической взаимопомощи привело к значительным изменениям в конце 1991 года:
- Коммунистические правительства были отдалены от власти;
- Произошел распад Советского Союза на несколько отдельных независимых частей;
- Восточноевропейские страны и страны, входящие ранее в СССР предприняли экономические реформы, которые способствовали трансформации рыночной экономики западного образца в собственную экономику;
- Централизованное планирование доказало свою эффективность, относительно рыночных законов;
- Возникали трудности в сфере денежного обращения.
Совет экономической взаимопомощи был создан на правовой основе, учредительные положения которой были закреплены в протоколе совещания. Они и стали началом формирования системы организационно-правового механизма международного экономического сотрудничества. К 1971 году создание совета экономической взаимопомощи привело к следующим результатам:
- Заключение множества многосторонних договоров в областях науки, техники и экономики, в связи с чем сложилась единая система, способствующая закреплению плановых взаимосвязей различных социалистических стран;
- Организационный механизм совета экономической взаимопомощи стал соответствовать международной общеэкономической организации, занимающейся контролем научно-технического и экономического сотрудничества государств;
- Образование межгосударственных многосторонних организаций, способствующих координации взаимосвязи в следующих областях: транспорта, производства, науки, техники, а также финансово-кредитной сфере;
- Появились межправительственные комиссии, контролирующие и координирующие научно-техническое и экономическое сотрудничество;
- Появились хозяйственные двусторонние организации.
Сотрудничество стран, входивших в совет экономической взаимопомощи, образовало целостную систему, сформированную на основе марксистко-ленинских принципах. Создание совета экономической взаимопомощи и формирование его механизма было осуществлено на основе имеющихся принципов экономической социалистической интеграции. В его комплексной программе были заключены основные цели функционирования совета на основе независимости и национальных интересов. В результате основными особенностями функционирования главнейших принципов выделяют:
- Механизм функционирования совета должен соответствовать сущности социалистической интеграции;
- Роль главных субъектов интеграции закрепляется за ведущими государствами. Их цель направлена на формирование интеграционного механизма в общем;
- Механизм интеграции носит координационный межгосударственный характер;
- Существует полное суверенное равенство среди стран, входящих в состав;
- Происходит обеспечение интересов каждой отдельной страны содружества.
Структура взаимосвязей между странами, входящими в совет экономической взаимопомощи.
Структура возникающих между странами взаимосвязей можно проследить на основании Устава совета экономической взаимопомощи и положений разработанной Комплексной программы. Это, прежде всего, координационные отношения, возникающие между отдельными странами, находящимися в содружестве. К ним относятся: межправительственные комиссии, межгосударственные экономические организации, советы уполномоченных и прочие межведомственные органы. Осуществление процесса интеграционного взаимодействия происходит через систему многосторонних соглашений, заключающихся в научно-техническом и экономическом сотрудничестве между всеми социалистическими странами. Создание и функционирование данного механизма основано на принципах экономической интеграции:
- Координация деятельности каждого интеграционного звена в отдельности;
- Ведущая роль в руководстве и управлении осуществляется путем согласованных действий;
- Прочие принципы, установленные в комплексной программе, за счет которых реализуется экономическая интеграция.
Роспуск совета экономической взаимопомощи, его причины и последствия.
Как известно, страны, входящие в состав совета экономической взаимопомощи, практически не торговали с внешним миром. В связи с этим происходила сильная зависимость друг от друга. В период краха коммунистического правления, сложившиеся торговые отношения рухнули. Роспуск совета экономической взаимопомощи произошел по одной из главнейших причин – это недостижение высочайшей стадии индустриальной зрелости, которая формирует внутренние стимулы к интеграционному процессу. Другими причинами роспуска совета экономической взаимопомощи стали:
- Выдача желаемого за действительное;
- Продуцирование интеграционных неработающих программ;
- Социальная интеграция привела к нивелировке экономик всех стран, входящих в состав совета экономической взаимопомощи.
Последствиями распада стали: Переход каждой страны, входящей в состав совета экономической взаимопомощи, от восточно-европейских (традиционных для них) к западным поставщикам; Состояние равновесия резко смещается, в результате чего происходит сокращение производственной деятельности во всех странах совета.